- Мьянмаская баптистская конвенция
Мья́нмаская бапти́стская конве́нция, одна из крупных баптистских церковных организаций Азии.
Баптисты, возглавляемые известным американским миссионером Адонирамом Джадсоном (17881850), начали работу в Бирме (теперешней Мьянме) в 1813. Основной целью их проповеднической деятельности было обращение в христианство придерживавшихся анимистических верований национальных меньшинств этой страны. Наиболее интенсивно миссионерская работа проводилась среди каренов (с 1827), чинов (с 1845) и качинов (с 1876).
В 1865 созданные баптистские общины были объединены в Мьянмаскую баптистскую конвенцию. В 1945 американские миссионеры передали свои полномочия местным церковным руководителям.
В настоящее время Мьянмаская баптистская конвенция включает 16 баптистских организаций страны, действующих в разных районах Мьянмы. Из них наиболее многочисленны: Каренская баптистская конвенция (основана в 1828), объединяющая разные каренские этнические группы сго, паку, бве, падаунг, красных каренов; Баптистская конвенция зоми (1899), в которую входят чин-зоми; Качинская баптистская конвенция (1876), к которой относятся качин (джингпо), живущие на севере и северо-востоке страны. На 3 перечисленные организации приходится 3/4 всех сторонников Мьянмаской баптистской конвенци.
Другие организации, входящие в Мьянмаскую баптистскую конвенцию, во много раз меньше 3 отмеченных конвенций. Это Каренская баптистская конференция пво (1936), охватывающая примерно 15% каренов-пво; Баптистская конференция Пангваи (1925), включающая представителей разных этносов, расселённых на востоке и северо-востоке страны, лаху, акха, ва, качин; Миссия северных лаху и ва (1935); Союз бирманских баптистских церквей (1819), к которому принадлежит маленькая группа принявших баптизм бама (бирманцев); Баптистская ассоциация лаху Кентунга (1901), то есть так называемых чёрных и золотых лаху; Баптистская конференция чин-ашо (1856), живущих на юге страны; «Домашнее» миссионерское общество Шанских государств (1938), к которому относятся небольшая часть шан (основная их масса буддисты), карены-пао, лису и кая; Баптистская ассоциация шан Кентунга (1904), включающая восточных шан, живущих на границе Мьянмы с Китаем, Лаосом и Таиландом; Союз монских баптистских церквей (1827), к которому принадлежит маленькая группа монов (подавляющее большинство их буддисты); Баптистская ассоциация долины Швели (1902), в которую входит группа шан, палаунг и китайцев; Бирманская баптистская индийская конвенция (1829), к которой относится небольшая группа переселившихся в Мьянму тамилов и телугу; Баптистская церковь Иммануэль (1855), объединяющая группу баптистов американцев, англичан и китайцев, проживающих в Янгоне (Рангуне); совсем малочисленная Джадсоновская баптистская церковь (1932) англоязычная конгрегация в Янгонском университете.
По вероучению, культу и церковному устройству Мьянмаская баптистская конвенция близка к американским баптистским церквам.
Численность сторонников Мьянмаской баптистской конвенции (вместе с детьми) свыше 1,5 млн. человек. 1/2 этого числа составляют карены, 1/5 чин и 1/6 качин. Имеются также лаху, бама, ва, шан, акха, моны, лису, кая, палаунг, китайцы, тамилы, телугу и др.
В Мьянме есть также несколько баптистских организаций, не присоединившихся к Мьянмаской баптистской конвенци. Это отколовшиеся в 1912 от Каренской баптистской конвенции и Каренской баптистской конференции пво Независимые каренские баптисты небольшая группа (21 тыс.) каренов сго и пво; отделившееся от Баптистской конвенции зоми Народное церковное движение, заимствовавшее некоторые элементы католицизма (2 тыс. чин-зоми в горах Чин), и Церковь баптистов 7-го дня, объединяющая 2 тыс. чин, установивших в 1965 контакты с немногочисленной баптистской деноминацией США Церковью баптистов 7-го дня.
П. И. Пучков
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.